ISSN 2071-8594

Российская академия наук

Главный редактор

Академик С. В. Емельянов

Д.Ю. Кочин "Комплексный подход к извлечению достоверных экспертных знаний"

Аннотация.

В основе систем неявного обучения, т.е. систем обучения навыкам диагностики, лежит база экспертных знаний. Поскольку экспертные знания зачастую не могут быть экспертом вербализованы, для их извлечения требуется специальная методика. Кроме того, поскольку эта база знаний кладется в основу системы обучения, содержащиеся в ней знания должны быть полностью верными. Настоящая статья предлагает общую методику по извлечению достоверных экспертных знаний, используя порядковую классификацию, выделение границ классов, выявление решающих правил и зоны неустойчивых экспертных знаний.

Ключевые слова:

экспертная система, экспертное знание, решающие правила, системы обучения, классификация, анализ решений.

Стр. 108-115.

Полная версия статьи в формате pdf.

REFERENCES

1. Anderson, J. R. The Architecture of Cognition. // Harvard University Press, 1983.
2. Bordage G. Why did I miss the diagnosis? // Some cognitive explanations and educational implications. Academic Medicine. 1999;74(10):-pp.138-143.
3. Ericsson K. A., Lehnmann A.C. Expert and Exceptional Perfomance: Evidence of Maximal Adaptation to Task Constraints // Annual Review of Psychology, 47, 1996. — pp. 273-305.
4. Ericsson K. A. The Acquisition of Expert Perfomance: An Introduction to Some of the Issues. // The Road to Excellence: The Acquisition of Expert Perfomance in the Arts and Sciences, Sports and Games. — Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. — pp. 1-51.
5. Feigenbaum E. A., McCorduck P. // The 5-th Generation. — Addison-Wesley, Mass, 1983. — p. 266.
6. Fryer-Edwards K., Arnold R.M., Baile W., Tulsky J.M., Petracca F., Back A. Reflective Teaching Practices: An Approach to Teaching Communication Skills in a Small-Group Setting. // Academic Medicine, Vol. 81, No. 7, July
2006. — pp. 638-644.
7. Hunt E., COGNITIVE SCIENCE: Definition, Status and Questions. // Annual Review of Psychology, 40, 1989.
8. Kihlstrom J. F. The Cognitive Unconscious. // Science. Vol. 237, 1987. — pp. 1445-1452.
9. Larichev O. I., Moshkovich H. M., Furems E. M., Mechitov A. I., Morgoev V. K. // Knowledge Acquisition for the construction of the full and contradiction free knowledge bases, Iec ProGAMMA, Croningen, The Netherlands, 1991. — p. 240.
10. Newell A. Unified Theories of Cognition. // Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.
11. Newell A., Simon H. A. Human Problem Solving. // Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall Inc.,1972.
12. Simon H.A., Gobet F., Richman H.B., Staszewski J.J.
Goals, representations and strategies in a concept attainment task: The EPAM model. // D.L. Medin (Ed.), The psychology of learning and motivation: Vol. 37. — San Diego, CA: Academic Press, 1997. — pp. 265-290.
13. Asanov A. A., Kochin D. Yu. Metod vyyavleniya reshayushchikh pravil v zadachakh ekspertnoy klassifikatsii. // Iskusstvennyy intellekt, №2, 2002. — s. 20-31.
14. Kochin D.Yu. Adaptivnyy poisk granits klassov v zadachakh poryadkovoy klassifikatsii // Dvenadtsataya natsionalnaya konferentsiya po iskusstvennomu intellektu s mezhdunarodnym uchastiem (KII-2010). Trudy konferentsii. — T. 2. — M.: Fizmatlit, 2010. — S. 31-39.
15. Kochin D.Yu. Vyyavlenie reshayushchikh pravil v zadachakh poryadkovoy klassifikatsii. Trudy Chetvertoy mezhdunarodnoy konferentsii "Sistemnyy analiz i informatsionnye tekhnologii", T1, Izdatelstvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011. S. 148-154.
16. Kochin D.Yu., Podlipskiy O.K. Metodika vyyavleniya ekspertnykh znaniy. // Trudy XLVII nauchnoy konferentsii Moskovskogo fiziko-tekhnicheskogo instituta
(gosudarstvennogo universiteta). Sovremennye problemy fundamentalnykh i prikladnykh nauk. Chast XI. 2004. – M., 2004 – S. 13-14.
17. Kochin D.Yu., Podlipskiy O.K. O granitsakh klassov resheniy v zadachakh ekspertnoy klassifikatsii. Nekotorye problemy fundamentalnoy i prikladnoy matematiki, Moskovskiy fiziko-tekhnicheskiy institut, 2004, 103-118
18. Larichev O.I., Bolotov A.A. Sistema DIFKLASS: postroenie polnykh i neprotivorechivykh baz ekspertnykh znaniy v zadachakh differentsialnoy diagnostiki.
// NTI, Ser. 2, Inform. protsessy i sistemy, № 9, — M.: VINITI, 1996. — c. 9-15.
19. Larichev O. I., Mechitov A. I., Moshkovich Ye.M., Furems Ye.M., Vyyavlenie ekspertnykh znaniy. — M.:Nauka, 1989. — c. 128.
20. Larichev O. I., Struktury ekspertnykh znaniy v zadachakh klassifikatsii. // Doklady Akademii Nauk, t. 336, № 6, 1994. — s. 750-752.
21. Solso R. Kognitivnaya psikhologiya. — M.: Trivola, 1996.

 

Журнал