ISSN 2071-8594

Российская академия наук

 

В. А. Салимовский, Г. С. Осипов, Ю. М. Кузнецова, М. И. Суворова, Н. В. Чудова "Лингвистические аспекты целеполагания в когнитивном моделировании (на материале речевого жанра «план-инструкция»)"

Аннотация.

В статье определяется круг лингвистических положений, которые вместе с представлениями психологической теории деятельности могут быть интегрированы в модели целепорождения и в технологии приобретения знаний интеллектуальными системами. Рассматривается эволюция лингвистических трактовок понятия «цель». Показано, что ее логика состоит в постепенном снятии ограничений на введение в лингвистическое исследование сложившихся знаний о целеполагании и психологическом строении человеческой деятельности. На материале речевого жанра «план-инструкция», наиболее непосредственно воплощающем в речевой форме процессы целеполагания и планирования, предлагается лингвистическая интерпретация деятельностной модели знака. Описываются языковые средства выражения его содержательных компонентов как предпосылка формализации инструктирующих текстов. Раскрывается эвристическая ценность включения в модель целеобразования, осуществляемого интеллектуальной системой, представлений о знаковой опосредованности этого процесса.

Ключевые слова:

когнитивное моделирование, деятельность, целеполагание, планирование, знак, речевой жанр.

Стр. 10-22.

DOI 10.14357/20718594190402

Полная версия статьи в формате pdf.

Литература

1. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика. 1975.
2. Осипов Г.С. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее. URL: http://www.raai.org/about/persons/osipov/pages/ai/ai.html (дата обращения: 4.04.2019).
3. Чудова Н.В. Психологические аспекты планирования в знаковой картине мира // Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018 (24–27 сентября 2018 г., г. Москва). Труды конференции. М.: РКП, 2018. С. 88–95.
4. Карасик В.И. Инструктивы в сетевом дискурсе // Жанры речи. 2019. №2 (22). С. 148-153.
5. Лобанов И.Б. Принципы построения инструктирующего текста в русском языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону. 2003.
6. Рехтин Л.В. Речевой жанр инструкции: полевая организация. Автореф. дис. канд. филол. наук. Барнаул. 2005.
7. Тарасов Е.Ф. О формах существования сознания // Язык и сознание. Парадоксальная рациональность. М.: Ин-т языкознания РАН. 1993. С. 86-97.
8. Девяткин Д.А., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Методы автоматического выявления ментальных действий в текстах научных публикаций. Часть 1 // Искусственный интеллект и принятие решений. 2018. №2. С. 36-46.
9. Девяткин Д.А., Каджая Л.А., Салимовский В.А. Жанры речи как объект компьютерного анализа (на материале научных текстов) // Жанры речи. 2019. №2 (22). С. 86-104.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия. 2004.
11. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл; КДУ. 2005.
12. Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс. 1967.
13. Звегинцев В.А. Функция и цель в лингвистической теории // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М. 1977. Вып.8. С. 120-145.
14. Осипов Г.С. Методы искусственного интеллекта. М.: Физматлит. 2011.
15. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: URSS. 2010.
16. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. Т.2. М.: Смысл; Академия. 2006.
17. Кожина М.Н. Речеведение. Теория функциональной стилистики: избранные труды. М.: Флинта; Наука. 2014.
18. Stylistyka. Russian Stylistics. VI. Opole. 1997.
19. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Перм. ун-т. Пермь. 1972. 395 с.
20. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та. 1990. 172 с.
21. Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс. 1986. Вып.17. С. 170-194.
22. Петров В.В. От философии языка к философии сознания // Философия, логика, язык. М.: Прогресс. 1987. С. 3- 17.
23. Серль Дж. Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М.: Прогресс. 1987. С. 96-126.
24. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука. 1981. 140 с.
25. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс. 1989. 310 с.
26. Дементьев В.В., Фенина В.В. Когнитивная генристика: внутрикультурные речежанровые ценнсти // Жанры речи. Жанр и концепт. Саратов: Колледж. 2005. Вып. 4. С.5-34.
27. Paltridge B. Genre, frames and writing in research settings. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 1997. 202 p.
28. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. М.: Знак. 2012. 208 с.
29. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс. 1988. Вып. XXIII. С. 52-92.
30. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис. 2006. 376 с.
31. Основы теории речевой деятельности. Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука. 1974. 368 с.
32. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл. 2005. 288 с.
33. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: URSS. 2018. 328 с.
34. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл. 1999. 365 с.
35. Суворова М.И., Курузов И.А., Салимовский В.А. К моделированию конфликтогенного сценария // Труды III Международной научной конференции «Язык. Право и общество в координатах массмедиа». М. 25-26 сентября 2019 г. (в печати).
36. Wierzbicka А. English Speech Act Verbs: а Semantic Dictionary. Sydney; New York: Academic Press. 1987. 397 р.
37. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука. 1993. С. 158-218.
38. Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс. 1988. Вып. XXIII. С. 153-211.
39. Осипов Г.С., Чудова Н.В., Панов А.И., Кузнецова Ю.М. Знаковая картина мира субъекта поведения. М.: Физматлит. 2018. 264 с.
40. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984. 269 с.
41. Сахарный Л.В. Человек и текст: две грамматики текста // Человек – Текст – Культура. Екатеринбург, Ин-т развития регион. образования. 1994. С. 7-59.
42. Кузнецова Ю.М. Основания разработки когнитивного ассистента – протектора здорового образа жизни // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. Материалы IV международной научно-практической конференции. М.: Изд-во СГУ. 2018. С. 441-452.
43. Чудова Н.В. Концептуальная модель смысловой регуляции поведения интеллектуальных агентов // Искусственный интеллект и принятие решений. 2017. №4. С.23-32.